БЫСТРОХОДНЫЙ «ВАЛДАЙ» ПРОХОДИТ ИСПЫТАНИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ
Нашу страну невозможно представить без судов на подводных крыльях (СПК): футуристические шустрые «Ракеты», «Метеоры», «Кометы» получили широкое распространение в конце 1950-х, став на тот момент важной составляющей транспортной инфраструктуры СССР. Однако сложилось так, что долгое время новых СПК не строили. По всей России их осталось не так уж и много – около 125 единиц.
Могло показаться, что в отрасли ничего не происходит, ведь новых судов не появляется. Отнюдь! У причальной стенки Университетской набережной сегодня можно увидеть совершенно новое СПК «Валдай-45Р», а на днях в Севастополе состоялась презентация морского СПК «Комета-120М».
– В конце 1990-х – начале 2000-х судостроение переживало не лучшие времена, тогда перестали строить не только СПК, строительство флота в целом находилось в стагнации, – рассказывает Сергей Королев. – В связи с этим в 2008 году Министерство промышленности и торговли РФ разработало федеральную целевую программу, которая способствовала развитию судостроительной отрасли. По этой программе ЦКБ выполнило несколько госконтрактов, выиграло конкурс, в рамках которого были разработаны новые СПК – как речные, так и морские.
Бюро занимается не только гражданским флотом, оно курирует скоростной флот в целом. То есть в его компетенции находятся все проекты скоростных судов: это СПК, суда с воздушной каверной на днище, высокоскоростные глиссирующие суда, экранопланы.
– До определенного момента компания позиционировалась исключительно как конструкторское бюро и не имела своей производственной базы, – рассказывает Сергей Королев. – Однако в 2014 году ЦКБ вернуло ранее принадлежавшую ей базу на Горьковском водохранилище, ту самую, на которой еще Ростислав Алексеев вел разработки в области экранопланов.
На данный момент база ЦКБ включает в себя производственную площадку, эллинги для сборки, там же сконцентрированы исследования по аэродинамике и газодинамике, ведется восстановление опытового бассейна для обкатки моделей.
«Скорей бы катать начали!»
«Валдай» мерно покачивается на волнах. У решетчатой ограды, закрывающей проход на причал, то и дело останавливаются любопытствующие: яркое радостно-оранжевое судно привлекает внимание. Самый распространенный вопрос: «Когда рейс?» Охранник объясняет, что судно пока только для демонстрации. «Скорей бы уже катать начали! Красивое!» – говорят люди и устраивают очередную фотосессию.
Внутри «Валдая» очень тихо: шум транспорта, катящегося плотным потоком по набережной, практически не слышен – какие-то звуки долетают лишь через открытый пассажирский люк.
Здесь довольно просторно, по три сиденья в ряд с каждой стороны от прохода, внезапно высокий потолок и большие окна – как на классических СПК.
«Валдай-45Р» стал продолжателем линейки речных судов класса «Полесье» – предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок в светлое время суток с продолжительностью рейса до восьми часов.
Судно, на котором мы находимся, было построено в качестве головного образца: от начала проектирования до ходовых испытаний прошло около четырех лет. На данный момент в Нижнем Новгороде закончен и готов к эксплуатации второй «Валдай», успели заложить и третий.
Нужны везде
Итак, что же у «Валдая» «под капотом»? Судно оснащено дизельными силовыми установками немецкой компании MAN мощностью 610 кВт.ч, скорость хода на тихой воде – до 65 км/ч, дальность – примерно 400 км. По большей части, за исключением двигателя и навигации, все оснащение у «Валдая» отечественное.
– Сейчас принято задавать вопрос, сколько в том или ином продукте отечественных компонентов, – рассуждает Сергей Алексеевич. – В случае с «Валдаем» прослеживается печальный след 1990-х, положивших конец многим профильным производствам. Например, прекратился выпуск легких и чрезвычайно надежных двигателей «Звезда», применявшихся на СПК. Вместо них теперь ставим двигатели импортных производителей. При первом же удобном случае мы установим отечественные силовые установки, но на данный момент на территории РФ не выпускают агрегаты, удовлетворяющие требованиям заказчиков.
В планах ЦКБ – построить еще четыре «Кометы» и три «Валдая».
Где же появятся новые СПК?
– Существует определенная стратегия вывода продукции на рынок: в первую очередь это центры компетенций, среди которых, конечно же, лидирует Петербург, где сегодня работают около тридцати СПК, – рассказывает Сергей Алексеевич.
Но все-таки стоит учитывать, что в нашем городе крылатый флот выполняет по большей части туристическую функцию. Существуют северные территории – такие, как Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, где речной скоростной транспорт имеет в первую очередь социальную направленность.
– В некоторых районах там полностью отсутствует иная альтернатива транспортной доступности. В этом регионе мы сотрудничаем с администрацией и компанией «Северречфлот», – делится Королев. – Нельзя забывать и Самарскую область, и Нижегородскую губернию, Ульяновск, Татарстан, Республику Саха (Якутия), Дальний Восток.
До сих пор в строю
На самом деле крылатый флот снискал себе славу долгожителя – надежный корпус и простая механика позволяют этим судам эффективно трудиться и по сей день. На многих из них советские силовые установки заменяются на современные – они гораздо тише и имеют больший промежуток обслуживания.
– Например, на реке Сайгон во Вьетнаме до сих пор эксплуатируются СПК – «Метеоры» 1969 года постройки. Да, имеют место ремонтные работы по части корпуса и крыльевой системы, но эти машины отлично служат, и их не особо хотят менять, – рассказывает Королев. – В Республике Саха до сих пор ходят «Ракеты» – самые первые суда на подводных крыльях. И это явный показатель надежности.
Кстати сказать, в Петербурге ввиду туристической направленности самый молодой крылатый флот в стране – судовладельцы заинтересованы в том, чтобы иметь максимально новые и модернизированные суда.
Каждый год совместно с Российским регистром ЦКБ проводит освидетельствование корпусов судов: специалисты из бюро наблюдают за состоянием судов в динамике – отчасти для выработки рекомендаций, отчасти для использования этих данных в последующих разработках.
– Конечно, тенденция к выбыванию флота сохраняется, но точку невозврата мы еще не прошли, хотя она может наступить довольно скоро, – отмечает Сергей Королев. – Не стоит думать, что, возрождая скоростной флот, мы пытаемся изменить сложившиеся транспортные потоки, – мы хотим их дополнить. В одном только Петербурге множество вариантов применения СПК: это могут быть не только туристические, но и городские перевозки.
И тут Сергей Алексеевич прав: взять хотя бы направления Рыбацкое, Металлострой, Отрадное. Даже имея автомобиль, добраться оттуда до центра города весьма проблематично. При условии того, что от центра до Рыбацкого «Валдай» ходит за 15 минут, то появляется комфортная альтернатива.
Не стоит забывать и про «Лахта-центр», где в скором времени появится смотровая площадка, и о развитии Морского порта, который может быть скомбинирован с речным, что упростит доступ гостей города в тот же Петергоф.
Фото предоставлено ЦКБ имени Алексеева, Сергея НИКОЛАЕВА
Газета «Вечерний Санкт-Петербург»